Пояснительная записка
«Мы не знаем того времени, в котором мы живем» Что такое Время? Это постоянный вопрос, которым задаются философы, историки, врачи, физики. Ответом на этот вопрос стала работа Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли», в котором сделана попытка измерить время практическим применением его на больших числах - на больших человеческих массивах, именуемых суперэтносами. Время у Л.Н.Гумилева совершенно новая дефиниция, понятие, немыслимое без второго слагаемого- пассионарности. “Заслуга науки в том, что она часто вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Чтобы опровергнуть ложное суждение, нужно вскрыть его корни”,- писал Л.Н.Гумилев. Теория происхождения и исчезновения этносов на фоне изменяющейся природной среды является подтверждением данного тезиса. Теория этногенеза Гумилева позволяет перейти от описания истории к пониманию ее как ряда закономерных процессов биосферы и социосферы. Его вывод: «Этногенезы на всех фазах (во все времена) – удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, подлежащий обработке методами естественных наук» перечеркнул поверхностные научные теории. Образовательная программа «Теория этногенеза», включая наследие Л.Н.Гумилева в школьную практику, дополняет изучаемые в школе две основные концепции: всемирно- историческую (рассматривающую историю народов как единый процесс прогрессивного развития, охватившего практически все заселенные территории) и культурно- историческую (постулирующую, что каждая культурная область имеет свой путь развития, в чем его своеобразие) для более полного и многоаспектного изучения истории. Задачами курса являются: 1) Способствовать пониманию исторического развития в соответствии с теорией этногенеза – глобальной концепцией о меняющемся этническом облике планеты из глубин веков до сегодняшнего дня; 2) Ознакомить учащихся с судьбой, этапами нелегкого жизненного пути величайшего ученого ХХ века в единстве со становлением его научной картины мира; 3) побудить интерес к изучению истории, как к науке интересной, многокрасочной и не всегда однозначной. Курс предлагается для учеников 10-11 классов, содержит раздел «Проверь себя», к которому прилагаются ключи ответов для самопроверки. |